Воскресенье, 19.05.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Кирилловой Ирины Владимировны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Решение квадратных уравнений различными способами
[ Скачать с сервера (2.62 Mb) ] 22.06.2013, 18:36
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7   г. Соль – Илецка
Оренбургской области»

Муниципальное образовательное учреждение
 дополнительного образования детей 
«Центр детского творчества Соль – Илецкого района
 Оренбургской области»



 Решение
квадратных уравнений
различными способами.


                                                                 Работа ученицы  9б класса,
                                                                 члена ДТО «Юный математик» 
                                                                 при Центре детского творчества
                                                                Соль – Илецкого  района
Андреева Ксения.




Проверила :
учитель математики школы № 7, 
руководитель ДТО «Юный математик»
Кузнецова Надежда Васильевна.




г. Соль – Илецк
2007г.

Содержание работы:

1. Определение квадратного уравнения, его виды ________________стр. 3

2. Из истории  квадратных уравнений __________________________стр. 4

3. Различные способы решения квадратных уравнений:
1) Разложение левой части уравнения на множители ________________стр. 6
2) Метод выделения полного квадрата ____________________________стр. 6
3) Решение квадратных уравнений по формуле _____________________стр. 7
4)Решение уравнений с использованием теоремы Виета _____________ стр. 8
5) Решение уравнений способом переброски _______________________стр. 9
6)Свойства коэффициентов квадратного уравнения ________________стр. 10
7) Графическое решение квадратного уравнения __________________ стр. 13
8) Решение квадратных уравнений с помощью 
    циркуля  и линейки _________________________________________стр. 14
9)  Решение квадратных уравнений с помощью
         номограммы _____________________________________________стр. 18
10) Геометрический способ решения квадратных уравнений _________стр. 20

4.  Дидактический материал  __________________________________стр. 22

5.  Литература _______________________________________________стр. 24








1. Определение квадратного уравнения, его виды.

 Определение: Квадратным уравнением называется уравнение вида 
                                                   ax2 + bx + c = 0,
 где  х- переменная, а,b и с-некоторые числа, причем,  а ≠ 0.   


   Если в квадратном уравнении ах2 + bx + c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным  квадратным уравнением.

Неполные квадратные  уравнения бывают трёх видов:
1) ах2 + с = 0, где с ≠ 0;
2) ах2 + bх = 0, где b ≠ 0;
3) ах2 = 0.















2. Из истории квадратных уравнений.

а) Квадратные  уравнения в Древнем Вавилоне

  Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные нахождением площадей земельных  участков и с земляными работами  военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные  уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их  клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные  уравнения:
х2 + х =   ,     х2 –  х = 14  
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

б) Квадратные  уравнения в Индии.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом тракте «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабахаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме:

                    ах2 + bх = с,  а > 0
В уравнении  коэффициенты, кроме а, могут быть отрицательными. Правило Брахмагупта по существу совпадает с нашим.
в) Квадратные  уравнения в Европе XIII-XVII вв.

Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. Итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемный труд,  в котором отражено влияние математики как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники XVI-XVII вв. и частично XVIII.   
   Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду
                                                х2 + bх = с, 
при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов   b, с  было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.
   Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли  среди первых в XVI в. Учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
 
                 







  
3. Различные способы решения квадратных уравнений.

1) Разложение левой части уравнения на множители.

     ●  Примеры.

     1. Решим уравнение х2 + 10х – 24 = 0. 

             Разложим левую часть уравнения на множители:
х2 + 10х – 24 =  х2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = (х + 12)(х – 2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:

                               (х + 12)(х – 2) = 0.

Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при  х = 2, а также при х =  - 12. это означает, что числа 2 и – 12 являются корнями уравнения  х2 + 10х – 24 = 0.

2)  Метод выделения полного квадрата

Поясним этот метод на примере.
     ● Пример

              Решим уравнение  х2 + 6х – 7 = 0

Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение 
х2 + 6х  в следующем виде:
                                    х2 + 6х  = х2 + 2· х ·3.
   В полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа  х, а второе – удвоенное произведение х на 3. поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так как
                                  х2 + 2· х ·3 + 32 = (х + 3)2 .
 Преобразуем теперь левую часть уравнения 
х2 + 6х – 7 = 0,

прибавляя к ней и вычитая 32.  Имеем:
х2 + 6х – 7 =  х2 + 2· х ·3 + 32  –  32 – 7 =  (х + 3)2 –   9  – 7 =  (х + 3)2 – 16.

Таким образом, данное уравнение можно записать так:
   (х + 3)2 –16 = 0, т.е. (х + 3)2  = 16.

Следовательно, х = 3 = 4,  х1 = 1, или х +3 = - 4 ,  х2   = –  7.

3)  Решение квадратных уравнений по формуле

Вывод формулы:

Умножим обе части уравнения

ах2 + bх +  с = 0, а ≠ 0,

на 4а   и следовательно имеем:

4а2х2 + 4аbс + 4ас = 0.
((2ах)2 + 2ах  · b + b2) – b2 + 4ас = 0,
(2ах + b)2 = b2 – 4ас, 
2ах + b =  ±    
2ах = – b ±  

Х1,2 =   

●  Примеры
Решим уравнения:

а) 4х2+ 7х + 3 = 0.
  а = 4, b = 7, с = 3, D =  b2 –  4ас = 72  –  4· 4 ·3 = 49 – 48 = 1, D >два разных корня;
х =  ,   х =  ;  х =  ,  х1 =   , х =  ,  х2  =  –1 
 Таким образом, в случае положительного дискриминанта,
        т. е. при b2 –  4ас≥0  уравнение ах2 + bх +  с = 0 имеет два различных корня.
б) 4х2 – 4х + 1 = 0,

а =4, b= - 4, с = 1. D =  b2 –  4ас= 16 – 4∙4∙1 = 0, D = 0, один корень;
х= 
Итак, если дискриминант равен нулю, т. е. =  b2 –  4ас= 0, то уравнение ах2 + bх +  с = 0 имеет единственный корень, х = 
в) 2х2 +3х + 4 = 0, а =2, b= 3, с = 4, D =  b2 –  4ас= 9 – 4∙2∙4 =9 – 32 = - 13, 
D < 0.  Уравнение  не  имеет  корней. 
Итак, если дискриминант отрицателен, т. е. =  b2 –  4ас< 0, то уравнение
 ах2+ bх +  с = 0 не имеет корней.

4)  Решение  уравнений с использованием теоремы Виета
(прямой и обратной)

а) Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид
                                              х2 + px + q = 0.                               (1)
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при  а = 1 имеет вид 

                                                    
Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).
а) Если свободный член  q приведенного уравнения (1) положителен (q >0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p.
Если p>0, то оба корня отрицательные, если p<0, то оба корня положительны...ПРОДОЛЖЕНИЕ В ФАЙЛЕ

Категория: Мои файлы | Добавил: Ирина
Просмотров: 2973 | Загрузок: 170 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Бегущая строка
Время жизни сайта

Copyright MyCorp © 2024